Выбор подрядчиков на проекты по 1С. Как выбирать? И что главное?

Какие есть на рынке типы Подрядчиков и их плюсы и минусы.

Сначала давайте посмотрим на то, из кого можем выбирать и чем они отличаются:

  1. Франчайзи 1С.
  2. Интеграторы.
  3. Консалтинговые компании.

Кто такие Франчайзи 1С.

Франчайзи, это компании, которые ориентированы в первую очередь на внедрение решений на платформе 1С, во вторую очередь эти компании предоставляют техническую поддержку внедренных информационных систем. Большинство франчайзи вырастали из небольших коллективов, состоящих из программистов, имевших опыт в аналогичных структурах, что накладывает серьезные ограничения на подходы и возможности этих компаний к реализации сложных проектов.

Часть крупных франчайзи, не буду здесь называть их дабы не делать рекламу, все-таки переросли такой подход и начали двигаться в стороны Интеграторов.

 

Плюсы:

  1. Экспертиза по 1С.
  2. Самые дешевые (за некоторым исключением).

Минусы:

  1. Чаще всего нет технологической экспертизы интеграторов.
  2. Не обладают экспертизой консалтинговых компаний.

Кто такие Интеграторы.

Обращаю внимание, что здесь уже нет приставки 1С. Интеграторы это крупные компании, которые чащи всего вырастают из компаний, предоставляющих высокотехнологические услуги — такие как аренда ЦОДОВ, поставка и запуск сложного ИТ оборудования, прокладка глобальных сетей. Такие компании стали двигаться по пути предоставления не только платформы в виде серверов, коммуникаций, периферийного оборудования и т.д., но задумались уже давно, что на базе созданной ими инфраструктуры можно самим уже внедрять сложные информационные системы и при этом разработка таковых будет получать поддержку от инфраструктурной экспертизы, имеющейся в этих компаниях. Конечно это только один из подходов к появлению Интеграторов, но суть в том, что они работают не на узком сегменте платформ внедрения, а обладают экспертизой по внедрению систем на разных платформах, обладают глубокой технологической экспертизой и все чаще начинают развивать аналитические департаменты.

Плюсы:

  1. Глубокая технологическая экспертиза на уровне инфраструктуры.
  2. Высокая экспертиза по внедрению различных информационных систем.

Минусы:

  1. Не обладают экспертизой консалтинговых компаний.
  2. Дорогие компании.

Консалтинговые компании.

Это компании, которые специализируются именно на бизнес анализе и оптимизации бизнес процессов компаний. И это в первую очередь аналитическая работа, которая даеж сама по себе может дать существенные бонусы для бизнеса. Примером таких компаний является большая четверка Deloitte Touche TohmatsuPricewaterhouseCoopersErnst & YoungKPMG. Эти компании чаще всего не обладают экспертизой ни интеграторов, ни франчайзи 1С, но связка такой компании с технической компанией может дать очень сильный результат.

Плюсы:

  1. Глубокая экспертиза в части бизнес анализа.
  2. Глубокая экспертиза в части оптимизации бизнес процессов.
  3. Разработаны специализированные методики обследования объектов и оптимизации их деятельности.
  4. Хороши в связке с франчайзи или интеграторами.

Минусы:

  1. Не обладают экспертизой компаний интеграторов.
  2. Не обладают экспертизой франчайзи 1С.
  3. Очень дорогие компании.

Какой тип подрядчика выбрать?

Мы рассмотрели какие типы подрядчиков есть, их сильные и слабые стороны. Фактически этого достаточно для первоначального отсева участников конкурса.

Давайте посмотрим на триггеры для выбора:

  1. Все бизнес процессы (БП) формализованы до уровня отдельных операций и есть замкнутая модель БП, бюджет сильно ограничен — Франчайзи.
  2. Все БП формализованы и есть замкнутая модель, есть четкие стратегические цели у компании, достижение которых идет в первую очередь через внедрение новой информационной системы (ИС), бюджет имеется — Интеграторы.
  3. В компании нет замкнутой модель БП, нет формализованных БП с детализацией до операций, нет регламентов,  штат операционки раздут, постоянно разговоры о неоптимальности работы компании, компания большая и деньги есть — Консалтинговые компании в связке  Интеграторами.

Могут быть вариации, но приведенные триггеры вполне можно положить в основу принятия решения.

Как именно выбирать подрядчика?

Итак вы примерно очертили круг возможных участников. Возможно вы заходите увидеть как представители различных типов увидят ваши цели и задачи и поэтому возможно позовете на конкурс и Франчайзи и Интеграторов и Консалтинговые компани.

Кого бы вы не решили пригласить — важно, что все участники должны получить один и тот же пакет данных для анализа:

  1. Бизнес-кейс проекта.
  2. Регламент конкурса.
  3. Если есть — описания БП компании.
  4. Требований к целевой ИС.
  5. Если есть какая то историческая ИС, заменяемая в рамках проектах — ее описание ТЗ по ней.

Далее необходимо подготовить модель оценки этих ТКП в части их полноты, глубины проработки предоставленной информации, качества предлагаемого материала, экспертизы. Такая модель также должна содержать веса критериев. Эта модель должна быть согласована Владельцем проекта.

Соответственно получаете ТКП и далее по шагам:

  1. Оценка ТКП участников.
  2. Формирование презентации по итогам конкурса.
  3. Проведение презентации для управляющего комитета (УК).
  4. УК решает кто интересен на основе агрегированной информации и выбирает финалистов конкурса.
  5. Дальше организуете личные презентации финалистов конкурса.
  6. После них УК принимает решение с кем пойдет в проект.
  7. И финал — заключение договора на внедрение.

Что такое Регламент конкурса.

Регламент содержит очень важную информацию о проекте:

  1. Цели и задачи проекта.
  2. Границы проекта.
  3. Требования к проводимому конкурсу.
  4. Требования ТКП участников.
  5. Сроки этапов.
  6. Требования к условиям заключения договора.

Более детальное наполнение регламента — зависит от типа проекта ну и конечно разработка такого регламент в принципе довольно трудоемкий процесс и стоит денег. Мне пришлось написать большое количество регламентов, уникальных для различных проектов. Если вам нужна помощь — вы можете обратиться ко мне и мы обсудим как сможем сотрудничать, могу помочь вам провести конкурсные процедуры от инициации, до момента заключения договора на внедрение с выбранным вами победителем. Для проекта продолжительностью в год нужно рассчитывать примерно на 2-3 месяца на конкурсные процедуры.

Критерии оценки ТКП участников и методика оценки ТКП.

А вот теперь очень важный момент — уже несколько раз на этапе проведения конкурсных процедур я слышал мнение следующего плана: «Если у компании есть определенные статусы, то сравнивать достаточно ТКП именно по этим статусам и не нужно оценивать глубину проработки ТКП в части архитектур. подходов к реализации, опыта команды и т.д.»

 

Хочу вас предостеречь от такого подхода по следующим причинам:

  1. Большинство статусов партнеров не требуют периодического их подтверждения.
  2. Статусы получаются на основе выполнения некоторых требований по наличию регламентов в компании.
  3. Статусы получаются на основе некоторых уникальных проектов, сделанных отдельными командами.
  4. У подрядчика есть несколько команд, у крупного подрядчика много команд — а вот по настоящему сильных команд будет 1 или 2 и они буду задействованы на самых сложных и дорогостоящих проектах.
  5. Люди, ранее заработавшие статус тому или иному Подрядчику могут просто давно уйти из компании.
  6. А может участник конкурса исповедует стратегию — не тратить время на проработку ТКП, продать свое имя и статус, заложить избыточные риски в ТКП — а потом уже продавшись вам в проекте утверждать, что границы проекта вами расширены и нужно увеличивать бюджет.

Все это ведет к тому, что выберите, но потом сильно пожалеете.

Поэтому надо очень внимательно смотреть при оценки ТКП на следующие моменты:

  1. Насколько понял участник конкурса ваши данные кпо конкурсу?
  2. Насколько глубоко проработал эту информацию?
  3. Видит ли он какая архитектура решения должна получиться и может ли ее обосновать?
  4. Насколько точно он спланировал проект и насколько этот план вам выгоден (отчуждаемость этапов).
  5. Какая команда предложена.
  6. Условия по заложенным трудозатратам.

Иначе говоря ва недостаточно смотреть на статусы, это лишь малая часть ТКП.

Вам также недостаточно предлагаемого бюджета.

И вам совершенно необходимо оценивать качество проработки ТКП в части его соответствия требования регламента конкурса, о котором писал выше!!!

Оценка ТКП это большая и трудоемкая работа, при этом важно понимать, что оценить качество ТКП может только профессиональны Руководитель проектов (хорошо если он уровня PMP по международной классификации или Руководитель корпоративных проектов 1С — коим являюсь я).

Помощь в проведении конкурсов.

 

Думаю теперь становится более понятно, что проведение конкурса — это длительный и довольно сложный процесс. Попытка сделать его по облегченном варианту приведет к серьезному возрастанию рисков на проекте. Поэтому рекомендую вам подходить к этому вопросу очень серьезно и аккуратно, а также привлекать профессиональных РП для их проведения. Если у вас в штате нет такого РП и вам нужна помощь в проведении такого конкурса — обращайтесь.

 

Добавить комментарий