WMS. Часть №5. «А зачем оно нам надо?» — Зачем вообще нужно совершенствовать работу склада и как это надо делать?

Вступление.

Эту статью назвал — «А зачем оно нам надо?».

Когда только начинал серию статей по внедрению WMS я уже затрагивал причины возможного провала от внедрения, но при этом не рассматривал что необходимо сделать, чтобы этого избежать, кому это необходимо делать, почему не делается и на что опираться сотруднику, кто все-таки возьмется за этот труд.

Вот именно об этом я хочу написать в этой статье.

Зачем нужно автоматизировать склад?

Любой склад, а тем более РЦ (распределительный центр):

  1. Гарант поставок товаров либо в розничную сеть, либо иным клиентам компании.
  2. Склад также может относиться к 3PL операторам и в этом случае он является самостоятельным бизнесом.
  3. Склад может не быть 3PL оператором, но при этом все равно оказывать услуги сторонним компаниям, например — по ответственному хранению.

Во всех этих случаях склад должен гарантировать:

  1. Скорость поставок.
  2. Качество поставок.
  3. Точность поставок.
  4. Прозрачность своей деятельности.

Есть разные способы обеспечить должный уровень каждого из этих пунктов и один из них — автоматизация процессов путем внедрения WMS.

Как чаще всего принимается решение и проводится внедрение WMS?

Чаще всего принятие решения о внедрении проходит так:

  1. На совете директоров стоит крик — почему магазины опять не вовремя получили товар, почему привезли не то опять, когда все это закончится?! (Это обычно либо закупки, либо сама розница кричит)?
  2. Генеральный строго спрашивает у склада — до коле?!
  3. Склад кричит, что  — «нам по десять раз меняют уже присланные заказы, приходится расформировать ранее собранные заказы  и собирать их заново, часто приходится уже из машины доставать товар, заказы приходят поздно — за 1 час до прихода машин. Нас достала такая работа отдела закупок/поставок/и-нет магазина»! и т.д. и т.п.
  4. Потом кем то озвучивается замечательная мысль — наши проблемы решит WMS — надо внедрять.
  5. Генеральный говорит — вперед ИТ!!!
  6. Последствия внедрения при таком подходе  — система запущена, но в 95% бизнес не доволен.

А как надо было бы принимать решение и начинать проект внедрения WMS?

  1. Во первых начальник склада должен быть аналитиком и стратегом, а не исполнять роль старшего смены. Начальник склада не должен бегать с ТСД, не должен принимать машины и рулить работой водителей погрузочной техники, не должен проводить инвентаризацию склада. Он должен анализировать как именно работает склад, где узкие места в работе, что нужно чтобы их ликвидировать, инициировать работы по оптимизации бизнес-процессов склада и т.д.
  2. Соответственно первым делом нужен именно такой начальник склада или логист по складским процессам. все дальнейшие этапы — это фактически работа либо начальника склада, либо складского логиста при участии начальника склада, как владельца проекта по оптимизации складской деятельности. Также всю аналитику можно переложить на плечи консалтинговых компаний, но это дополнительный бюджет и в любом случае требует соответствующих компетенций у начальника склада.
  3. Далее необходимо описать все текущие бизнес-процессы на складе: приемка, отгрузка, перемещения, инвентаризация, комплектация и т.д.
  4. Проанализировать эти процесс на предмет причин возникновения неудовлетворенности деятельностью склада.
  5. Организовать рабочую группу с участием сотрудников иных структурных подразделений, напрямую и косвенно вовлеченных в процессы склада. И совместно оптимизировать и максимально упростить все процессы, регламентировав их — именно это первый и главный шаг на пути развития склада!
  6. Только после того, как процессы будут упрощены и регламентированы и запущены в жизнь, нужно будет оценить, а нужно ли сейчас продолжить развитие склада уже путем внедрения информационных систем класса WMS, вполне возможно, что полученный эффект будет настолько велик, на фоне минимальных затрат на его достижение, что вы посчитаете, что вам нет необходимости внедрять еще и WMS, т.к. эффект от ее внедрения уже не компенсирует затрат на это или просто не нужно будет.
  7. Далее определите, какие именно показатели в работе склада вам необходимо повысить.
  8. Определите идеальные значения для этих показателей.
  9. Определите текущие значения этих показателей.
  10. Найдите компании, похожие по типу хранящихся запасов, с аналогичными объемами хранения и отгрузки, по объему товарооборота — и договоритесь с ними о бенчмаркинге.
  11. Определите целевые значения ключевых показателей для своего склада.
  12. Оптимизируйте процессы на основе результатов бенчмаркинга.
  13. Сравните насколько в результате достигнуты целевые показатели.
  14. Если целевые показатели не достигнуты, но достижение их на 100% уже не возможно без внедрения WMS — сравните затраты от внедрения WMS с эффектом от достижения целевых значений. Может в результате оптимизации процессов вы уже на 95% приблизились к целевым значениям и оставшиеся 5% не стоят внедрения WMS.
  15. А вот если вы видите, что теперь вам может помочь именно внедрение WMS, то приступайте.
  16. И обязательно в бизнес требованиях, которые вы будете передавать участникам тендера на внедрение WMS указывайте ключевые для вас показатели работы склада, их текущее значение и целевые значения, которые должны быть достигнуты после внедрения WMS.

Только при таком подходе, вы сможете достигнуть результата, который удовлетворит вашу компанию.

Естественно это только небольшая статья, существует много очень полезных книг, которые стоит прочесть прежде чем браться за такой проект, ниже приведу несколько ссылок.

Ссылки и название книг:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бенчмаркинг
  2. Ван Ден Берг. Склад как конкурентное преимущество.
  3. Эдвард Фразелли. Мировые стандарты складской логистики.

2 комментария

    • mabekin Автор

      Добрый день.

      Прошу прощения что так поздно отвечаю — проекты не дают сайтом заняться.
      Facebook — в запросе напишите, что обращались через сайт.
      Или mabekin — это мой скайп.

Добавить комментарий